Штурм западной вершины Эльбруса.
"Эльбрус, 5642м до мечты" или "Операция горнопляжники"

Итак, 3 часа ночи 9 июля 2016-го, Скалы Пастухова. Штурм начинался не очень оптимистично. Трекинговые палки у нас у всех троих замерзли в сложенном состоянии и мы в течении наверное минут 20 с ними боролись, при этом я еще и потерял химическую грелку для рук. В это время большинство восходителей уже оторвались от нас на приличное расстояние.

Еще больше материала у меня в инстаграм и на YouTube. Найти отчет об этом путешествии можно у меня на сайте.

Штурм западной вершины Эльбруса.

Ветер был адский, 50км/ч, против которого приходилось идти в гору. У Ани сильно мерзли руки, у меня тоже. идти было очень тяжело, кислорода остро не хватало. В тот момент я был практически уверен, что скорее всего до вершины я дойти просто не смогу физически.

Если не считать ураганного ветра, то с погодой, можно сказать, повезло, небо было абсолютно чистым, ночью был виден Млечный путь с огромным количеством звезд, которое нельзя увидеть, находясь на равнине, а рассвет рассвет того дня точно входит в топ рассветов моей жизни.

Могу сказать точно, что восход солнца, наблюдаемый с высоты почти 5000 м Эльбруса в ясную погоду, момент не менее эпичный, чем само восхождение на Эльбрус.

Штурм западной вершины Эльбруса.

Особенно поразил вид падающей тени могучего вулкана на Грузию.

Рассвет приносил с собой относительное тепло и рукам становилось гораздо лучше, если не идти в тени себя самого. К слову, температура в тот день была комфортная (около -15), и, кроме рук, что не может не радовать, у нас ничего не мерзло.

Несмотря на всю тяжесть подъема, разуму хватало сил воспринимать и впитывать шедевральность пейзажа и буйство красок, царящих вокруг и по-настоящему восхищаться возможностями природы.

Штурм западной вершины Эльбруса.

На 5000 м лежал стоял ратрак, у которого за несколько дней до этого порвался трак. Его должны были в ближайшее время спустить. Но сейчас, год спустя, он до сих пор там. Там мы встретили первого человека, который развернулся, у девушки замерзли ноги и она вместе с гидом спускалась вниз. А чуть выше мы встретили Надю, жену Михаила, она тоже спускалась от Косой полки, где ее от горной болезни стало подташнивать.

Из нас троих легче всего в плане подъема было Леше и он постоянно убегал вперед.

Тем временем уже практически полностью рассвело и на Кавказский хребет и Закавказье открывался потрясающий вид.

Штурм западной вершины Эльбруса.

И мы дошли до следующего участка, до Косой полки.

По сути это траверс восточной вершины Эльбруса, которая на 20 м ниже западной.

Вообще подъем на Эльбрус считается технически простым, и относительную опасность представляет собой именно Косая полка, так как это узкая тропа с небольшим уклоном вверх, но с большим боковым. Если люди падают, то зарубиться (застраховаться ледорубом) неподготовленному человеку непросто, так как если не сделать это в первые метр-два падения, то потом сделать это уже невозможно, в отличие от художественных фильмов)). А внизу находится, так называемый трупосборник и куча трещин в леднике. Во время нашего подъема мы увидели как туда стремительно летела чья-то рукавица от седловины. Как выяснилось, это была рукавица Лены, инструктора, которая ночевала с нами в бочке.

По правилам горного этикета идущие вниз пропускают идущих вверх, но не всегда это правило работает, да и если вас идет двое-трое, то целесообразнее пропустить большую группу. Эта группа, кстати, до вершины не дошла. Из-за сильного ветра они развернулись на седловине.

За все время нашего восхождения мы останавливались на только на технический привал и всего пару раз, причем максимум на 5-10 минут, чтобы сделать глоток воды, сменить палку на ледоруб и поменять батарейку в камере.

Но шли мы все равно достаточно медленно, главным причиной был я, затаскивать свое тело вверх по Эльбрусу для меня было крайне сложным занятием. Без тени сомнения скажу, что этот день был самым сложным физически из всех дней моей жизни.

Ветер тоже осложнял наш путь, он практически сдувал, на полке приходилось вставать на колени и пригибаться по направлению к ветру. Это были самые страшные моменты нашего восхождения, особенно боялась Аня. Кстати, я уже говорил, но повторюсь снова. Аня до этого никогда не ходила в горы и ни разу даже не была в походе, очень мужественная девушка.

На седловине ветер стих. Седловина это пологое место меж двух вершин Эльбруса. Там мы сделали самый длительный привал, 10 минут. Даже там, где нет никакого уклона, я шел с одышкой, недостаток кислорода здорово ощущался. Многие на седловине оставляют свои вещи и рюкзаки, чтобы было легче идти дальше, мы оставлять не стали, они у нас были не больше, чем по 4 кг. Говорят, что на такой высоте 1 кг груза эквивалентен 10, но, конечно сильно утрируют, хотя большая доля правды в этом есть. Это же касается и собственного веса само собой.

На седловине очень большое количество рвотных масс. И это после обильного снегопада. То есть все, что мы увидели, ывышло на поверхность только в этот день. Обычно здесь гипоксия усиливается и становится сильно хуже тем, кто плохо акклиматизировался или плохо переносит высоту.

Нам с этим повезло, никаких симптомов горняшки мы не испытывали продолжили путь на вершину.

Хотя скорее всего я ошибаюсь. Не знаю, первоначальными симптомами горняшки ли это было, но во время начала подъема от седловины у меня была дикая эйфория. Я еле переставлял ноги, и после нескольких таких операций приходилось останавливаться на несколько секунд передохнуть, но я уже был уверен в том, что несмотря ни на что я заползу на эту гору и осуществлю свою двухгодовую мечту побывать на вершине одной из семи главных вершин планеты.

В это время Костя и Вова уже были на вершине и начинали спускаться. Михаил чуть позже поднялся, но поднялся он в лыжных ботинках и с лыжами чтобы спуститься с вершины на них!

Нам уже встречались группы, идущие с вершины обратно. Мы их пропускали, скорее потому, что хотелось немного отдохнуть.

И вот мы часа через два оказались на предвершинном плато. Здесь уже нет большого набора высоты и здесь до вершины доходят все. По сторонам никто не смотрят, взору устремлены на вершину и люди как зомби идут к ней.

Это был полдень. На самом деле сложно описать усталость, с которой я чуть ли не цепляясь зубами, взобрался на вершину. Я просто сразу упал на колени и со слезами на глазах благодарил великий и могучий Эльбрус за то, что он пустил и позволил на него взойти.

Немного осознав, что мы дошли, поздравили друг друга с горой и немного прогулялись по вершине. Мы немного не понимали, что нужно делать дальше))

Мы даже как-то растерялись и не фотографировались, только сделали короткие видео. Это и есть скриншоты с этих видео.

Вот такая панорама открывается с вершины.

Можно было бы сказать, что мы покорили Эльбрус, но нет, это в корне неправильно. Горы нельзя покорить, можно на них только взойти, если они сами это позволят. И это Эльбрус покорил нас своей мощью, красотой и возможностью осуществить мечту.

Этот день подарил эмоции, равных которым я никогда не испытывал и которые будет повторить очень и очень сложно.

Рекомендую посмотреть видео о том как это было. Получилось довольно эпично.

Покидаем Эльбрус. Достопримечательности Кабардино-Балкарии.
Следующая часть:

"Эльбрус, 5642м до мечты" или "Операция горнопляжники" (7 из 10)
Василий Краморов
ужас какой. многие из нас просто не пошли бы в такой поход..
30 июня 2017 в 17:27

Александр Головин
Василий, то была мечта, которая не давала покоя. Теперь есть в планах и другие вершины, но сомневаюсь, что получится получить ту же долю эмоций.
30 июня 2017 в 17:39

Мишка Квакин
Александр, если есть желание и силы, можно ходить и в горы.
30 июня 2017 в 21:13

Галина Жукова
Риск и трудности дают одни из самых сильных эмоций, которые потом вспоминаются всю жизнь как самые лучшие моменты.
30 июня 2017 в 18:20

Александр Головин
Галина, именно! Однозначно этот день был одним из лучших в моей жизни.
30 июня 2017 в 18:45

Василий Краморов
Александр, ну и слава богу, как говорится.