23/22 Дней/Ночей | 1 Участники |
Оригинал отчета у меня
Проснувшись в Покхаре, мы позавтракали сели в такси и за 250 рупий (150 рублей) добрались до автовокзала, где погрузились в относительно комфортный автобус фирмы Salvation. Билеты на него были забронированы накануне администратором нашего отеля. Стоимость составила 800 рупий с человека (480 рублей). Через 8-9 часов уже в Катманду заселились на 2 ночи в отель Karma traveller’s home с включенным завтраком, отдав 50 долларов за две ночи. На фото Надя и как раз тот самый завтрак на балконе возле нашего номера.
Завтрак этот пришлось ждать типичные индийские 5 минут. То есть нам только кофе принесли только через 25 минут, а все остальное ещё позже.
Как я уже говорил в самом начале повествования о поездке в Непал, в Катманду находится 4 значимых достопримечательности.
Первая — это индуистский храм Пашупатинатх, являющийся главным в мире храмом Шивы. Здесь можно увидеть кремацию покойников. Это единственная достопримечательность Катманду, куда мы успели попасть в день прилета.
Вторая и третья — это буддистские ступы Боднатх и Сваямбунатх.
Ну, а четвертая — это исторический центр Катманду — дворцовая площадь Дурбар, куда мы и поспешили сразу после завтрака.
По дороге нас «благословил» лжесадху, поставив нам тикку на лбу, за что само собой просил денег, а мы само собой их ему не дали.
Вход на Дурбар для бледнолицых стоит тысячу рупий с человека (600 рублей), но если придти сюда до открытия касс, если не ошибаюсь до 8 утра, то попасть на площадь можно бесплатно.
Мы пришли сюда немного позже, но тем не менее каким-то чудом прошли совсем бесплатно, прям как местные.
На фото статуя кровожадного демона Кали Бхайрава. Этот черный многорукий гигант — один из аватаров Шивы.
Площадь Дурбар считается самой посещаемой туристами достопримечательностью Непала, хотя и после землетрясения 2015-го года она очень сильно пострадала. Некоторые постройки были разрушены до основания. Попробуйте вбить в поисковиках «Достопримечательности Катманду до и после землетрясения» и вы будете шокированы увиденными фото.
А те, что выдержали подпираются большими деревянными брусьями, так как на многих из них появились трещины, которые явно не добавляют им устойчивости. Но местная молодежь также как и раньше сидит на ступенях древних храмов с резными изображениями из дерева и не боится того, что здание может обрушиться.
Во время этого масштабного землетрясения в Непале погибло 8 тысяч человек, а пострадало 14 тысяч. Множество людей осталось без крова, так как несколько десятков тысяч домов просто перестали существовать, а более полумиллиона было повреждено. Сейчас постепенно ведутся восстановительные работы, десятки зданий окружены строительными лесами. Понятно, что Непал страна не без большой коррупции и реставрация идет не такими темпами, как хотелось бы, но постепенно все обретает почти первоначальный вид.
Площадь Дурбар в Катманду находится в списках Всемирного наследия Юнеско, также как и еще несколько королевских площадей в небольшом отдалении от столицы.
Первые здания появились здесь еще в третьем веке, но постепенно многократно перестраивались. Основой площади Дурбар сейчас служат здания из красного кирпича в наварском стиле. Также на площади стоит самое старое в мире деревянное здание Кастамандап (12 век, но по последним данным есть мнение, что даже 7 век). Оно служило по сути чайным домиком и гостиницей на пересечении многих торговых путей, а затем было преобразовано в храм. Есть даже не самая популярная версия, что название столицы Непала произошло как раз от этого здания. Так вот Кастамандап в следствии землетрясения 15-го года также был полностью разрушен, но сейчас восстановлен и открыт к посещению.
Еще на площади находится дворец богини Кумари. Да, в Непале почитают вполне себе живую девочку, считающуюся индуистской богиней. Причем почитают ее и буддисты тоже. В богини выбирают девочку касты Шакья народа неваров. Богиней она остается до наступления половозрелости.
Отличительной особенностью площади Дурбар является невообразимое количество голубей, в десятки раз больше, чем у мечети Йени в Стамбуле. Их здесь без преувеличения тысячи. У женщин, сидящих на бордюре на площади, можно купить для них корм.
На площади можно встретить попрошаек и лже садху. Ни одним ни вторым я не рекомендую давать деньги, так как если дать деньги первым, то вас может атаковать целая толпа их коллег, ну, а вторые вообще лжецы, прикидывающиеся святыми людьми.
На площади Дурбар мы провели час с небольшим, после чего взяли такси и отправились к следующей достопримечательности, к ступе Сваямбунатх.
Сваямбунатх находится на холме в северной части города. На этом же холме произрастает роща с множеством различных видов деревьев. По преданию выдающийся индийский мыслитель Нагарджуна разбросал на холме свои состриженные волосы, произнеся: «Да будут деревья всех видов расти вокруг этой превосходной Ступы! С тех пор на холме растут самые разнообразные деревья.
Среди тибетцев эта ступа именуется как Пакпа Щингкун, что переводится как «высшие деревья всех видов».
Именно среди этих деревьев и живет большая популяция наших ближайших родственников из животного мира.
Их подкармливают служители храмов, паломники, да и простые туристы вроде нас тоже. Людей они здесь совершенно не опасаются, скорее даже чувствуют себя здесь полноценными хозяевами и могут у вас что-нибудь украсть. И хорошо если это будет просто бутылка воды или пачка печенья, а не фотоаппарат например.
Чтобы попасть к самой ступе, находящейся на вершине холма, нужно преодолеть 365 ступеней, символизирующих количество дней в году.
И заплатить 200 рупий (120 рублей), если вы опять же бледнолицый. По сравнению с остальными достопримечательностями долины Катманду можно сказать, что и это бесплатно.
Сваямбунатх — это не просто ступа, а целый храмовый комплекс и одноименный район Катманду. Место священное не только для буддистов, но и для индуистов тоже, так как возле ступы находится небольшое индуистское святилище.
Стороны ступы смотрят в четыре стороны света, но с поворотом в 60 градусов, так как существует предание, что в древние времена Северный полюс повернулся на эти 60 градусов.
Ни год, ни даже век строительства ступы не установлено достоверно. И даже в переводе с непали Сваямбху означает «возникшая сама по себе».
Ступа это упоминается во множестве буддистских текстов, в некоторых из которых говорится, что ступа стояла здесь еще более двух тысяч лет назад, а к тринадцатому веку здесь образовался крупный центр буддистской жизни.
Существует еще и легенда, в которой говорится о том, что ранее долина Катманду была огромным озером среди зеленых гор), а на небольшом островке посреди озера возвышалась хрустальная ступа, возникшая спонтанно сама по себе на огромном лотосе, появившемся из семени, которое бросил здесь Изначальный Будда 8 тысяч лет назад.
Однажды сподвижник Гаутамы Будды Бодхисаттва Манджушри, пролетая над озером, заметил ступу из хрусталя и своим волшебным мечом разрубил горный хребет, чтобы вода из озера ушла и люди могли увидеть всю эту красоту.
Считается, что внутри нынешней ступы сокрыта та самая хрустальная. Но легенды легендами, но то, что долина Катманду была 100 тысяч лет назад озером факт, также как и то, что вода из этого озера ушла через ущелье Чобар, благодаря чему образовалось уже другое озеро — Мадара.
О важности Сваямбунатх говорил даже Его Святейшество Далай Лама четырнадцатый: «Ступа Сваямбху — это источник счастья для всего мира». В Непале распространено предсказание, что в стране начнется сильный упадок буддизма, когда ступу начнут пожирать два клыка. Под этими клыками часто подразумевают два индуистских храма у подножия ступы, который периодически разрушаются то в следствие землетрясения, то от удара молнии.
Не знаю как объяснить, но лично у меня не возникло ощущения буддизма возле ступы. Субъективно для меня атмосфера была скорее более индуистской, нежели буддистской. Кто знает, может два клыка уже вовсю пожирают ступу…
Спустившись с Холма обезьян от ступы Сваямбунатх, мы поймали такси и поехали к следующей достопримечательности Непала, административно находящейся за пределами Катманду. Мы ехали в Патан, чтобы побывать и там на дворцовой площади и осмотреть ее достопримечательности.
Нужно сказать, что они пострадали от землетрясения не меньше, чем в Катманду. И выглядит площадь Дурбар в Патане практически также: строительные леса, подпирающие балки и куча кирпича от стоявших здесь когда-то зданий.
Патан, он же Лалитпур, является одним из самых крупных городов Непала, объединяясь с Катманду в конгломерат. Основное население города неварцы.
Новое название Лалитпур (в преводе «город красоты»), Патан получил, так как до землетрясения считался одним из самых красивых городов мира за счет своей уникальной, древней и разнообразной застройки.
Но в 250 году до нашей эры поселение здесь уже точно было. И по некоторым данным это старейший город в долине Катманду.
А к тысячному году нашей эры Патан был одним из самых крупных городов мира с населением около ста тысяч человек.
Расцвет города пришелся
Но даже сейчас город поражает изяществом своих строений и различных фигурных украшений, придающих зданиям особый шарм и колорит.
Из всех достопримечательностей Непала пожалуй именно в Патане мы провели больше всего времени.
Здесь, по правде говоря, было уютно и очень интересно, несмотря на многочисленные следы прокатившегося здесь пару лет назад ужасного землетрясения.
А можно углубиться и наслаждаться детальным украшением фасадов, дворов и различных сооружений.
И поверьте, я не очень большой ценитель всего этого, но именно в Патане меня это все здорово зацепило.
И хотя после нашего гималайского трекинга находиться в таких крупных, шумных, пыльных и суетливых городах было дискомфортно (даже будучи в Покхаре, нам уже хотелось обратно в горы), все же Патан подарил нам все возможности понять его красоту и уникальность.
Нагулявшись по Патану и пообедав там, мы поймали такси за 600 рупий (360 рублей) и поехали обратно в Катманду к еще одной достопримечательности. Это буддистская ступа Боднатх, которая располагается также как и Сваямбунатх в одноименном районе города. И также это не просто ступа, а целый храмовый комплекс и одна из самых главных святынь буддистского мира. Помимо прочего это общепринятый символ не только Катманду, но и всего Непала. Несмотря на то, что по количеству населения, исповедующего индуизм, эту страну можно назвать все же больше индуистской.
Вход сюда стоит 400 непальских рупий (240 рублей). Но если у вас здесь же располагается отель, то подступы к ступе для вас совершенно бесплатны. Кстати, это довольно приятное место. При других обстоятельствах я бы с удовольствием забронировал отель именно здесь, несмотря на то, что цена на проживание в среднем здесь немного выше, чем в Тамеле. А под другими обстоятельствами я подразумеваю отсутствие необходимости покупок для трекинга в Тамеле перед треком и покупок сувениров после него. Конечно же все эти покупки делаются именно в Тамеле. Как следствие большинство трекеров этот район и выбирают для ночевок.
Посреди комплекса Боднатх само собой стоит одноименная ступа, а вокруг нее располагается несколько буддистских монастырей различных направлений и школ. Эта ступа стоит здесь уже полторы тысячи лет. Ее строительство пришлось на VI векю. Общепринято придерживаться этой позиции. В то же время существуют мнения, что ступе уже 2,5 тысячи лет. Ее упоминание можно часто встретить в исторических документах. Путь из Тибета в Индию пролегал как раз через Боднатх. Как следствие здесь останавливались многие паломники.
Выдержка из википедийной статьи о Боднатх, но фактически это описание справедливо и для большинства остальных буддистских ступ.
Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
Вокруг ступы на разных уровнях располагаются террасы. На каждой из них стоит по еще одной небольшой ступе.
По всему периметру нижней террасы стоит стена с молитвенными барабанами. Таким образом можно обойти всю ступу, вращая барабаны мани. Также как и обойти ступу по одной из террас, находящихся уровнями выше.
В четырехэтажных домах по кругу ступы помимо отелей ведут свою деятельность магазины, кафе, рестораны и сувенирные лавки. Вероятно, что в следующий раз отель я буду искать именно здесь. уж больно приятная здесь атмосфера, которая порядком отличается от остального Катманду.
Возможно это связано с тем, что после того как Китай захватил Тибет, многие беженцы осели именно в районе ступы Боднатх. В результате этого тут и образовался большой очаг культуры отличный от остального города. Другими словами это одно из мест Непала потрясающих по своей красоте, энергетике и атмосфере. Очень рекомендую побывать, если соберетесь в Непал.
В последний день нашего пребывания в Непале мы отправились ранним утром в Бхактапур, заплатив таксисту 2000 рупий (1200 рублей). Но за эти деньги он нас ждал там пару часов и вез обратно в Катманду. Вход в Бхактапур платный, также как и в остальные города Непала, занесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоимость билета в Бхактапур составляет 1500 рупий (900 рублей) с человека.
Название его переводится как «Город верующих». Его население всего 77 тысяч человек и это наименьший из трех королевских городов в Долине Катманду. Основное его население Неварцы. Считается, что город был основан в 12-ом веке. А с 15-го по 18-ый века Бхактапур являлся столицей династии Малла, что повлияло на его внешний вид.
Со времени правления Династии Малла до нас дошли 172 храма, 32 искусственных пруда и огромное количество жилых домов с резными деревянными барельефами.
В 1934 году Бхактапур был разрушен, но впоследствии частично восстановлен. В 2015-м году, как несложно догадаться, был вновь разрушен также в результате мощнейшего землетрясения. И сейчас также как в Катманду и Патане здесь ведутся реставрационные работы. Площадь Дурбар в Бхактапуре превосходит по размерам одноимённую площадь в Катманду. Но при этом она менее застроена, так как часть строений после землетрясения 1934-го года не была восстановлена.
Город приятен тем, что здесь нет такого оживленного движения как в Катманду. По сути здесь его вообще почти нет, разве что изредка мотоцикл проедет.
Гончарные изделия здесь можно увидеть повсеместно. Они сушатся на солнце, продаются в лавках и выставлены у домов.
Мы не гуляли по вселенной
С песней вдоль и поперек,
Но можешь смело сказать наперед -
Нет места лучше и в раю,
Чем родное Катманду.